Функциональная
грамотность

Материалы для педагога
  • Удобный банк с заданиями, подобранными по предметам и видам грамотности
  • Рекомендации по оцениванию ответов и прогресса учеников
  • Рекомендации по встраиванию функциональной грамотности в образовательный процесс
  • Советы методистов и курсы, которые помогут улучшить результаты обучающихся

Мы разработали решения, которые помогут Вам!

Логотип Просвещение.
Всероссийский онлайн-марафон
«Функциональная грамотность в действии»
Участвовать

Что такое функциональная грамотность?

Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений
Алексей Алексеевич Леонтьев
доктор психологических и филологических наук
История возникновения
  • В 1965 году определение функциональной грамотности впервые было дано на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране в понимании «совокупности умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем».
  • В 1978 году определение функциональной грамотности дополнено ЮНЕСКО: «функционально грамотным считается только тот, кто может принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для дальнейшего развития общины (социального окружения)».
  • С 2002 по 2012 гг. ООН объявлено десятилетие функциональной грамотности.
  • 26 декабря 2017 в Государственной программе РФ «Развитие образования» была поставлена цель — повышение позиций Российской Федерации в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
  • 7 мая 2018 года Указом Президента России В.В. Путина определены национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации на период до 2024 года. Среди них — обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Почему это важно?
  • Древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, в IV веке до нашей эры утверждал, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».
  • Функциональная грамотность сегодня становится основой современной образовательной парадигмы, войдя в федеральные образовательные программы общего образования как один из элементов системно-деятельностного подхода к оценке качества образования.
  • Федеральная образовательная программа основного общего образования рекомендует обеспечить формирование функциональной грамотности школьников в урочной деятельности и за счет часов внеурочной деятельности.
Технологии формирования и оценивания
  • Наиболее эффективными технологиями для формирования функциональной грамотности в школе являются те из них, которые позволяют организовать активную познавательную деятельность школьников. В основе такой деятельности — решение задач, приближенных к реальным ситуациям, поиск новых или альтернативных способов решения задач индивидуально или в небольших группах.
  • Издательством «Просвещение» в сотрудничестве с лучшими российскими экспертами разработан дидактический комплект пособий заданий для формирования функциональной грамотности школьников с 1 по 11 классы.
  • Академией «Просвещение» создана система формирования и оценивания функциональной грамотности обучающихся. Важными ее составляющими являются мониторинг уровня функциональной грамотности школьников и повышение квалификации педагогов.

Видеоподкасты

  • Функциональная грамотность. Метапредметные результаты учебного предмета «Математика»
  • Определение математической грамотности
  • Математическая грамотность на внеурочной деятельности
  • Обзор сборников по функциональной грамотности
  • Пример заданий для формирования читательской грамотности на уроках географии
  • Читательская грамотность в контексте естественных наук
  • Осмысленное чтение и перевод с английского в контексте функциональной грамотности. Рекомендации по интеграции заданий в уроки английского для старших классов
  • Осмысленное чтение и перевод с английского в контексте функциональной грамотности. Рекомендации по интеграции заданий в уроки английского для младших классов
  • Как распределить время, оценивать и интегрировать задания по читательской грамотности в образовательный процесс?
  • Пример заданий для формирования читательской грамотности
  • Что можно сделать в рамках урока для формирования читательской грамотности?
  • Включение финансовой грамотности в учебный план. УМК «Основы финансовой грамотности»
  • Оценка и уровни финансовой грамотности
  • Определение финансовой грамотности по PISA
  • Глобальные компетенции
  • Креативное мышление
  • Примеры вопросов для заданий по формированию функциональной грамотности. Эффективные практики
  • Читательская грамотность или «фоловерская осведомлённость»
  • Модель математической грамотности по PISA на примерах конкретных заданий
  • Естественно-научная грамотность на примере уроков физики
  • Особенности и примеры заданий для формирования и оценки функциональной грамотности
  • Проблема формализма знаний при формировании функциональной грамотности
  • Составляющие функциональной грамотности и направление работы для учителей/образовательных учреждений
  • Россия в мировых рейтингах по функциональной грамотности и динамика движения мирового образования
  • Современное понимание функциональной грамотности
  • Перспективные направления деятельности по формированию и оценке функциональной грамотности
  • Примеры математических практико-ориентированных заданий в учебниках и в реальной жизни
  • Результаты РФ по уровню математической грамотности. Отличительные качества стран-лидеров
  • Математическая грамотность — основное направление PISA в 2021 году
  • Маркеры, уровни и условия формирования глобальных компетенций. Как измеряются глобальные компетенции
  • Механизмы и структура оценки математической грамотности
  • Значение функциональной грамотности. Глобальные компетенции
  • Структура глобальных компетенций. Подходы с точки зрения PISA. Место России в международном рейтинге
  • Что делать учителю? Педагогические инструменты для помощи учащимся
  • Результаты мониторинга формирования креативного мышления на конкретных примерах заданий
  • Особенности подхода к оценке креативного мышления
  • Что делать учителю и образовательным учреждениям для формирования функциональной грамотности?
  • Результаты исследования TIMSS, проблемы и факторы эффективности систем образования по PISA

Банк заданий

Опыт формирования и оценивания функциональной грамотности обучающихся стал основой для создания цифрового ресурса «Функциональная грамотность. Банк заданий»

Для школы

  • 6 компонентов функциональной грамотности
  • Более 500 заданий (Банк постоянно пополняется)
  • Дидактические карточки и методические рекомендации к каждому заданию
  • Критерии оценивания и рекомендации по интеграции в образовательный процесс
  • Интерактивные задания для учеников
  • Визуализация статистики и прогресса учеников
  • Удобная сегментация учащихся: индивидуальная работа, работа с классом, работа с группой

Для учителя

  • 6 компонентов функциональной грамотности
  • Более 500 заданий (Банк постоянно пополняется)
  • Дидактические карточки и методические рекомендации к каждому заданию
  • Критерии оценивания и рекомендации по интеграции в образовательный процесс

Курсы повышения квалификации

  • Курс повышения квалификации проводится на платформе Академия Просвещение
    Технологии формирования и оценивания функциональной грамотности обучающихся
    Онлайн
    144 ч
    7 200 ₽
  • Курс повышения квалификации проводится на платформе Академия Просвещение
    Формирование функциональной грамотности обучающихся как одна из приоритетных задач школы
    Онлайн
    36 ч
    2 100 ₽
  • Курс повышения квалификации проводится на платформе Академия Просвещение
    Механизмы формирования и оценивания математической грамотности обучающихся
    Онлайн
    36 ч
    2 500 ₽
  • Курс повышения квалификации проводится на платформе Академия Просвещение
    Механизмы формирования и оценивания читательской грамотности обучающихся
    Онлайн
    36 ч
    2 500 ₽
  • Курс повышения квалификации проводится на платформе Академия Просвещение
    Механизмы формирования и оценивания естественно-научной грамотности обучающихся
    Онлайн
    36 ч
    2 500 ₽
  • Курс повышения квалификации проводится на платформе Академия Просвещение
    Совершенствование предметных компетенций учителей русского языка
    Онлайн
    72 ч
    3 400 ₽
  • Курс повышения квалификации проводится на платформе Академия Просвещение
    Совершенствование предметных компетенций учителей математики
    Онлайн
    72 ч
    3 400 ₽
  • Курс повышения квалификации проводится на платформе Академия Просвещение
    Совершенствование предметных компетенций учителей химии
    Онлайн
    72 ч
    3 400 ₽
  • Курс повышения квалификации проводится на платформе Академия Просвещение
    Совершенствование предметных компетенций учителей физики
    Онлайн
    72 ч
    3 400 ₽
  • Курс повышения квалификации проводится на платформе Академия Просвещение
    Совершенствование предметных компетенций учителей биологии
    Онлайн
    72 ч
    3 400 ₽
Вебинар «Будь функционально грамотным! Резюмируем, планируем, просвещаем родителей учеников»
Смотреть

Истории недели

Тренируйтесь выполнять задания и используйте их на уроках
Задания прошлых недель доступны тут
Подпишитесь на рассылку и узнайте первыми о наших новостях